Название учреждения ГБДОУ Детский сад № 125 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Адрес 198035, СПб, Рижский пр., 72-74, лит. О, 190020, СПб, Рижский пр.56, лит. А

Телефон

8 (812) 251-51-18

8 (812) 251-98-29

Факс 8 (812) 251-51-18

Эл. почта dou125.adm@obr.gov.spb.ru

Полезные статьи для родителей

Кризис 7 лет

"Кризис семи лет" - название возрастного кризиса, которым заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Ребенок становится непослушным, капризным, раздражительным. Он часто вступает в конфликты с взрослыми, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям. К примеру, по возвращении из летнего отпуска родители замечают, что их сын перестал реагировать на их слова -напоминания о том, что пора идти обедать, ложиться спать и т. п. Затем он начал спорить с ними, прекословить, нарушать установленный распорядок дня, стал занудным и капризным.

В кризисный период происходит решительная смена всей социальной ситуации развития ребенка: вместо прежнего возникает новый тип отношений ребенка и взрослого, происходит замена одних видов деятельности другими. Переход этот нередко сопровождается проявлением отрицательных черт поведения: упрямство, негативизм и др.

Кризис 7 лет у ребёнка — это переход из дошкольного периода в младший школьный. Многие родители считают, что они осведомлены о том, что в этот момент происходит с их чадом: он адаптируется к учёбе — и в этом вся проблема. На самом деле трудности этим не ограничиваются.

В 7 лет ребёнку приходится не только привыкать к новому образу жизни. Он начинает осознавать своё социальное «я», пытается установить более тесные контакты с окружающими, теряет наивность и непосредственность. Впервые он ощущает себя не только как физически существующего человека, но и свою психическую сущность, свой внутренний мир, который отличает его от всех остальных.

Л.С. Выготский выделяет 2 симптома кризиса – манерничанье и кривляние и указывает, что 7 лет – это возраст «потери непосредственности». Поведение перестает быть естественным, непосредственным. Причиной этого он называет обобщение переживаний – момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием.

 

Источником кризиса 7 лет является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного поведения. Т.е. дети начинают мечтать о школе, привлекательными для них становятся «серьезные» дела, дети начинают тяготиться обществом младших дошкольников.  Симптомами, т.е. реакциями ребенка на правила взрослых могут быть следующие:

- Спор – ребенок оспаривает необходимость требуемого или время выполнения задания.

- Непослушание – невыполнение привычных требований или установок.

- Пауза – промежуток времени между обращением к ребенку и ответной его реакцией.

- Требовательность – настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном, «занудство»;

  Остальные симптомы: упрямство, хитрость, капризы.

Самая явная черта данного кризиса— начинающиеся различия между внутренней и внешней сторонами личности ребенка. В это период заканчивается формироваться воображение, образное мышление, внимание и произвольная память. Ребенком выстраивается система, позволяющая ему осознавать, что «хорошо», а что нет. В основе этой системы факторы внешней среды, свои внутренние чувства и взаимоотношения. Ребенок теперь отличает плохое от хорошего. Начинается формирование самооценки, ребенок воспринимает себя как личность не только среди членов своей семьи, но и в обществе. Кризис не может случиться в одночасье. Постепенно происходит нарастание трудностей, сходное с комом снега. Вначале сформируется одно новообразование и появится симптоматика, им обусловленная. Позже обнаружит себя второе и так далее.

Кризис 7 лет неодинаково воспринимают девочки и мальчики. Об этом обязательно должны знать родители для корректирования своей поддержки в этот особенный период. Детьми этого возраста уже осознаются гендерные особенности, и это отражается в их поведении. Психология мальчиков 7 лет отличается от психологического настроя девочек этого же возраста. В этот период дети уже начинают понимать разницу между полами. Они осознают не только свою гендерную принадлежность, но и внешность. Детям свойственно самолюбование, они живут в мире фантазий, поэтому себя часто ассоциируют с героем любимого фильма.

Семилетки могут поменять своё отношение к родителям. Авторитет взрослых может пошатнуться. В этот период самым умным человеком, знающим ответы на все вопросы, считается учитель. К тому же он никогда не кричит по пустякам, не закатывает истерик, не бьёт и не просит отвязаться. Если ребёнок почувствует, что его мама или папа не идеальны, он может перестать их слушаться.

Психология девочки 7 лет характеризуется такими чертами: усидчивость, спокойствие, аккуратность, сосредоточенность. Маленькие школьницы прилежно учатся, хорошо ведут себя в школе. В возрасте 6-9 лет у всех детей дружба однополая. Девочки дружат друг с другом и обсуждают между собой важные тайны. Они интересуются мальчиками и сильно переживают, если не получают взаимности. Девочки увлекаются рукоделием, танцами, пением. Настроение у них стабильно, они покладисты и исполнительны.

Мальчики 7 лет более активны, они постоянно соперничают друг с другом, хвастаются своими знаниями об оружии, технике. Их эмоциональный фон нестабильный, свои чувства они ещё не умеют держать в себе, часто плачут. Между собой мальчики редко ссорятся. Семилетки любят играть друг с другом только в игры, которые им интересны, а правила изначально понятны. Нестабильность психики ребёнка может быть вызвана желанием стать лидером. Семилетке хочется походить на героев из любимых кинофильмов, а они всегда решают проблемы силовыми методами.

Порой дети воспринимают внешний мир как агрессора, который норовит их обидеть. Они ждут неприятностей от своих сверстников или родителей. Выходом из создавшейся ситуации считают нападение. Дети слишком эмоционально ведут себя, защищаясь от возможного наказания. Ребёнок, которому не хватает любви и теплоты может намеренно грубить старшими или обижать сверстников.

К семи годам у ребенка формируется внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Нарастает заинтересованное отношение к постороннему взрослому.

И наконец, еще один важный момент - возникновение произвольности умственной деятельности и поведения. Именно на рубеже школьного возраста возникает возможность удержать и освоить некоторое правило, причем роль правила растет, роль наглядного образца падает. Для того чтобы ребенок полностью овладел своими новыми способностями, ему нужно попробовать их применение в разных ситуациях. Например, познавательная способность - результат формирования понятийного логического мышления - обнаруживается в том, что ребенок начинает пространно рассуждать на различные отвлеченные темы, искать логические доводы и объяснения своим поступкам. Вступая в пререкания и споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого, пробует себя в новых ситуациях.

Отсюда название механизма развития - проба. Такими пробами выступают, в частности, негативизм и трудновоспитуемость.

Несомненно, кризис ребенка — это тяжелый период не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Он сопровождается спорами и стрессами. Но, тем не менее, существуют и благоприятные последствия такого явления:

  1. Постепенно формируется готовность к посещению школьных уроков: ребенок старается выполнять все задания, чтобы его похвалили. Он пытается понравиться одноклассникам и учителям.
  2. Малыш проявляет свое «я» — он принимает появившиеся обязательства, приспосабливается к ограничениям.
  3. Малыш старается осмысливать свое состояние. Он может объяснить свои чувства: злость, обиду, радость. Это огромный скачок в развитии, который очень важен в становлении личности.

Рекоментации родителям:

  1. Замена требований просьбами.
  2. Совместное следование новым правилам.
  3. Постепенная замена игр на учебную деятельность. Должно оставаться время для игр.
  4. Уважение выбора ребенка. Выслушивание его мнения. Аргументирование своих отказов. Предоставление хоть незначительной свободы.
  5. Обучение на своих ошибках (позвольте лечь позже, а утром, когда он почувствует себя нехорошо по причине недосыпания, обратите на это внимание).
  6. Достаточное время на помощь по выполнению домашних заданий.
  7. Совместное следование режиму дня.
  8. Обсуждение событий прошедшего дня, испытанных им эмоций, оценка поступков.
  9. Поддержание связи с учителем или педагогом, совместное решение проблем.

 

Наверх